В борьбе с Исламским Государством дошло в последнее время до перелома. Американскому секретарю США Джону Керри удалось убедить правительства стран Ближнего Востока, активно включиться в борьбу с джихардистами, которые создали на подконтрольных себе территориях халифат. Однако это только начало долгой борьбы, которая не может обойтись без сюрпризов.
Действительно, в течение последнего года, Исламское Государство удивило больше, чем один раз. И мир, в лучшем случае, не мешать ему в росте, иногда даже помогает.
Ошибка 1 - Ближневосточная Ялта
Чтобы разобраться в тонкостях ближневосточной геополитики, мы должны вернуться в прошлое на сто лет. В ходе первой мировой войны Великобритании и Франции удалось в борьбе против Османской Империи перетянуть на свою сторону арабское население, а конкретно короля Мекки. Дали им обещание, что после победы в войне и распада Империи будут иметь свою страну на территориях, охватывающих сегодня, в частности, Сирию, Ирак и Иорданию.
Однако на рубеже 1915 и 1916 года французы договорились с британцами относительно разделения Ближнего Востока на зоны влияния. Договор, который вошел в историю под названием "соглашение Сайкс-Пикот" (от имен дипломатов, представляющих державы - Марка Сайкса из Великобритании и Франсуа Жорж-Пикота из Франции) повлияли на облик региона, известный сегодня.
Для людей, которые в своей более чем тысячелетней истории были, как правило, в рамках одного государственного организма, это был шок. Сегодня на предательскую сделку ссылается Исламское Государство. Говорил о ней, в частности, сам Абу Бакр аль-Багдади во время своего "первого" выступления в мечети в начале июня.
Ошибка 2 - Сирийские деньги
Правила ближневосточной геополитики говорят, что там действует тихий принцип деликатного баланса сил, которого додерживаются все вовлеченные стороны. Поэтому, когда международная коалиция под американским руководством свергли Саддама Хусейна, в значительной степени изменился этот пазл в регионе. Президент Сирии Башар аль-Асад пришел к выводу, что единственным методом восстановления регионального баланса является дестабилизация ситуации в Ираке.
Это, конечно, означало, спонсорство терроризма, что в тех условиях приравниваются финансировании "аль-Каиды". Сирийские деньги привели к тому, что акты террора, с которыми страна столкнулась после падения режима, превратились в феврале 2006 года в гражданскую войну, длившуюся целых два года. Многие подготовленные тогда боевики составляют сегодня костяк вооруженных сил Исламского Государства.
Ошибка 3 - Недодержанные обещания
Американские военные быстро поняли, что самостоятельно не победят в гражданской войне в Ираке, а увлекание в нее повлечет за собой огромные потери в людях. Поэтому тогдашний главнокомандующий армии США генерал Дэвид Петреус (на фото) решил перетащить на сторону коалиции умеренных суннитов, которые уже были утомлены непрерывными боями в Ираке. Петреус знал, что не все иракские сунниты являются сторонниками создания религиозного государства, к какому стремились боевики из "аль-Каиды".
В обмен на обещание о разделении власти между шиитами и суннитами в Багдаде, часть этих других с американской поддержкой схватилась за оружие. В течение двух лет гражданская война закончилась, и в стране установился относительный покой.
Однако, американские военные обещания не материлизировались. Вашингтон не хотел или не был в состоянии заставить шиитское правительство в Багдаде реализовать собственные обещания. В результате сунниты почувствовали себя в очередной раз обманутыми.
Последствия этого видны и сегодня. Исламское государство обязано успехами в своей атаке не только организации, но и поддержке исламских суннитских кланов, которые обеспечивают бойцам помощь в логистике и спецслужбами. Лучшим доказательством этого является тот факт, что территориальные захваты джихадистов в Ираке закончились на границе с территориями, контролируемыми Курдами, где боевики были лишены этой поддержки.
Ошибка 4 - Жадный премьер-министр
Можно указывать на ошибки, которые за последние 10 лет американцы совершили в Ираке. Вероятно, однако ни один политик не сделал так много для нынешней ситуации, как уже бывший премьер-министр страны Нури аль-Малики.
Одним из принципов послевоенного Ирака, которые не имел намерения соблюдать премьер-министр, было разделение власти между крупнейшими этно-религиозными группами в стране: шиитами, суннитами и курдами. Малики не только не собирался делиться властью, но тоже проникся в структуру новообразованного государства в кампанию по преследованию суннитов. Иракские тюрьмы наполнились суннитами, которых там подвергали пыткам.
Малики в конце концов покинул пост премьер-министра в августе. Причиной его отставки было то, что привело на улицы Багдада военные силы, как проявление политических оппонентов в его собственной партии. Его преемник, Хайдер аль-Абади, политик более умеренный, который служит хорошим предзнаменованием для страны в будущем.
Ошибка 5 - Оружие
Одним из абсолютных догм американской политики в Ираке после свержения Саддама Хусейна было создание таких сил безопасности, подчиненных правительству в Багдаде, которые были бы в состоянии самостоятельно поддерживать порядок в стране, без необходимости отправки туда очередных солдат. Это означало, что этих людей не только нужно было обучить, но и соответствующим образом вооружить.
Поэтому американцы отправили в Ирак много современного оборудования, которое должно было обеспечить иракском силам безопасности преимущество в борьбе с террористами. Однако в ходе наступления Исламского Государства в первой половине этого года иракская армия в ужасе убегала от джихадистов, бросая по дороге технику и вооружение. В результате американское оружие для борьбы с боевиками сейчас используется самими боевиками.
Ошибка 6 - Сирия
Когда на волне "арабской весны" в 2011 году начались протесты в Сирии, Запад надеялся, что там дойдет до египетского сценария – что сирийцы сами свергнут Башара аль-Асада. Ничего более далекого от истины.
Асад быстро показал, что не собирается так легко отдавать власть. В результате длительных боев разделена оппозиция неоднократно апелировала к международному сообществу за поддержкой в виде оборудования и оружия. Западные политики справедливо, однако, опасались поставлять оружие оппозиции, в состав которой, кроме умеренных – входят также экстремистские группировки, т.е. Фронт аль-Нусра.
Когда власть в Дамаске решила использовать химическое оружие, казалось, что превышена была грань, за которой вмешательство западных сил была неизбежной. Но Асад удивил всех односторонней декларацией о желании избавиться от химического арсенала. Международное сообщество с радостью на это согласилось, а организующая операцию по обезвреживанию токсинов, Организация по Запрещению Химического Оружия получила Нобелевскую Премию мира. Созданный успех, и мир на некоторое время забыл о Сирии.
Между тем, огромные просторы страны оказались вне каким-либо контролем. Пристанища нашли там все эти, которые вынуждены скрываться после окончания гражданской войны в Ираке. Таким образом, Сирию очень быстро завоевала так называемая "Аль-Каида" в Ираке, сегодня известная как Исламское Государство. Изюминкой их наступления было установление полного контроля над сирийским городом Ракка, который джихадисты считают своей неофициальной столицей.
Ошибка 7 - Нераспознанные угрозы
Правительства по обе стороны Атлантики не оценили угрозы, которые несет с собой арабский экстремизм. Не среагировали даже на длительную гражданскую войну в Сирии и хаос в Ираке. А эти два фактора, взятые вместе, позволили экстремистам вырезать из Ближнего Востока бальшой кусок.
Еще в январе этого года президент Барак Обама в интервью на страницах журнала „The New Yorker”, когда его спросили о террористических группах, возникших на руинах аль-Каиды " говорил, что выглядит это так, словно баскетбольная команда студентов первого курса, начала притворяться звездами НБА. Только в своем телевизионном выступлении накануне годовщины терактов 11 сентября президент объявил, что собирается „ослабить, а затем уничтожить” джихадистов.
Ошибка 8 - Ближневосточное бездействие
Можно обвинять в бездействие правительства западных стран, но резонно спросить, что за последние 2-3 года в борьбе с экстремизмом сделали страны, которые находятся гораздо ближе Исламского Государства? Ведь многие из них имеют хорошо оснащенные армии. Только потенциал на самолеты в персидском Заливе составляет около тысячи современных самолетов. Ответ: ничего, или совсем мало.
Почему так случилось? Ответ мы найдем, если посмотрим ближневосточную игру. В результате американского вмешательства власти в Багдаде осуществлялись, в основном, шиитами, с привилегированным положением своих людей премьер-министра Малики. Террористы из Исламского Государства - это сунниты. Ни одна страна региона, а большинство суннитская, не хотела помогать шиитской администрации в Багдаде. С точки зрения ближневосточных столиц, такая помощь была бы неоценимой, как укрепление региональной позиции шиитского Ирана, чего не хочет никто в исламских суннитских столицах.
Так же дело обстоит и в случае Сирии, что воспринимается как союзник Ирана. По той простой причине, что правящие круги в Дамаске президент Асад - шиит. Нежелание делать что-либо, чтобы усилили шиитскую власть и влияние в регионе оказалось достаточное, чтобы никто на Ближнем Востоке в борьбе с Исламским Государством ничего не сделал.
Ошибка 9 - Тюрьма
В Ираке не только тюрьма в Абу-Грейб пользовалась плохой репутацией. Как неинтересно, было учреждение, которое Американцы создали на территории казармы Камр Букка. Это должен был быть центр временного содержания под стражей лиц, подозреваемых в радикализме. Из не до конца ясных сегодня причинам попал туда также студент Университета в Багдаде, по имени Абу Бакр аль-Багдади.
Под влиянием нарушений прав человека тюрьма Камп Букка вскоре превратилась в центр обучения для джихадистов. Все это также видел будущий халиф Исламского Государства, которое в 2010 году возглавил мало значимой группой называющую себя "Аль-Каидой" Исламского Государства в Ираке.
Ошибка 10 - джихадистический социал
Успехи Исламского Государства не были бы возможными, если бы не тот факт, что работает оно на принципах, похожих на реальное государство. Там, где джихадистам удастся завоевать несомненный контроль, организуют заново местную администрацию и силы правопорядка.
Рядом с обычной полицией, работает полиция, изготовленная на заказ, в том числе и женские бригады, хранящие соблюдения правил амаранта в публичном пространстве. Боевики организуют также систему социальной помощи, раздают бесплатно хлеб, ищут приемных семей для детей-сирот. Любимицей является состояние инфраструктуры, в эксплуатации и обслуживании которой являются специалисты.
Другими словами говоря, название Исламское Государство не взялась из ниоткуда. В отличие от "аль-Каиды" Усамы бен Ладена, для которого строительство халифата была далекой целью осуществимой только при соблюдении ряда условий (т. е. поражения США), о столько сторонники Абу Бакра аль-Багдхадиего показывают, что это возможно уже здесь и сейчас.
И это, прежде всего, является пропагандистской эффективностью Исламского Государства, с помощью которой к ним присоединяются толпы бойцов со всего мира.