У школ нет законных оснований требовать единую форму для учеников, но родительские комитеты стараются изо всех сил
Родители не против единой школьной формы, но они недовольны навязыванием определенных брендов и дороговизной товаров местных производителей.
— В первом классе нам сказали, что и где покупать, — говорит Галина, мама второклассника школы № 199. — На общешкольное собрание пришли представители двух компаний с образцами — «Топтышка» и SAMM, а когда мы вернулись в класс, учитель сказала, что нужно выбрать первую, а не вторую. Мы подчинились частично, потому что в целом форма понравилась. Но жилетки решили купить у второй компании. У учителя чуть ли не истерика была!
Такая петрушка происходит повсеместно. Родители говорят, что на учителей оказывает давление руководство школ. Хотя открыто мало кто из педагогов это признает. Также Галина рассказала, что мама одной ученицы не смогла сдать деньги на единую форму и ее дочь в сентябре несколько дней ходила в обычном платье.
— Тогда из фонда класса купили ребенку сарафан как у всех. Что касается качества формы, то оно было хорошим, хотя и дороговато: брюки для шестилетнего ребенка стоили около 2 тысяч рублей, жилетка — больше тысячи.
В этой истории есть тонкая и, на первый взгляд, неважная вещь: родители не сами решили скинуться (фонд класса — фиксированный сбор денег с родителей) и купить девочке сарафан, а их заставили согласиться, что деньги, которые они сдают, скажем, на воду и стаканчики, пойдут на покупку одежды. Вместо того чтобы прийти к соглашению о единой форме с учетом доходов семей.
Интересно, что в линейках одежды для учеников от местных производителей иногда встречается продукция китайских фабрик. Новосибирские бренды могут заказывать в КНР те же жилетки. Качество таких вещей разное.
— За год несколько раз приходится бритвой очищать трикотажный жилет от катышек, — говорит мама третьеклассника лицея информационных технологий Юлия. — Не ожидала, что, покупая одежду в «Непоседе», наткнешься на такой товар. Брюки у них хорошие, причем можно выбрать фасон. Отказаться от жилетки не получится, поскольку именно в ней главное отличие класса — белая кайма по вороту. Плюс эмблема. В жилете ребенку жарко, но снимать в школе не разрешают — завуч будет ругать! Допустимо на уроке снять, а потом надеть на переменке и при передвижении по школе. Вот вам и двойные стандарты, к которым с детства приучаем своих чад.
Цены на школьную одежду кусаются. А на ярмарке брюки, например, продают за 500 рублей. Закономерен вопрос: почему у местного производителя в три-четыре раза дороже? Состав? Мы знаем, что существует стандарт школьной одежды, товары на рынке ему тоже должны соответствовать. Чаще всего так и есть. Усмешку вызывает аргумент, что, мол, наши производители шьют форму из итальянских тканей, потому что в России утрачено собственное текстильное производство. А чем хуже киргизский материал?
Мама ученицы 11-го класса школы № 182 считает, что форма должна быть единой для всех. Руководство ее школы и классный руководитель обязывают, но какую именно, выбирает родительский совет.
— Большинство проголосовало за черные кардиганы для девочек и пиджаки для мальчиков, — говорит Ольга. — Мы подчиняемся большинству. Стоил кардиган около 1200–1300 рублей, претензий к качеству нет.
Не во всех школах родители голосуют за определенные бренд и фасон. Ученицы школы № 4 должны носить однотонные платья и обязательно белый воротник и манжеты, рассказала Ирина, мама десятиклассника. Мальчики одеты в костюмы, галстуки приветствуются.
— Нет законных оснований у школ настаивать на единой для всех форме одежды, — говорит Рамиль Ахметгареев, начальник департамента образования мэрии Новосибирска. — Главный принцип, которому необходимо следовать, — соответствие деловому стилю.
КОММЕНТАРИИ
Ирина МИХНО, директор гимназии № 2:
— Единая форма в гимназии принята с 2009 года. Ранее требовалось лишь соблюдение офисного стиля. Теперь родители и дети привыкли. Это ставит всех в одинаковое положение, дисциплинирует, это часть корпоративной культуры.
Регина КЛИМОВА, PR-менеджер компании «ПЕПЛОС»:
— Родители ответственнее подходят к выбору формы: обращают внимание на качество швов, ярлыки, кто произвел одежду и где, просят показать сертификаты соответствия. Сами школы зачастую вводят свою особую форму, например с элементом клетки или определенного цвета, что подталкивает производителей расширять ассортимент.
Анна МОРОЗОВА, PR-менеджер компании «Обувь России»:
— Появилась информация о том, что детская обувь должна быть на белой подошве. Если такие требования будут прописаны на законодательном уровне, мы, несомненно, введем ее в наш ассортимент в большем количестве. Ведь главное — чтобы покупатель мог найти те товары, которые актуальны и необходимы для него.