Ветеран МВД о годах службы на китайской границе: «В пограничных войсках не было такого позорного явления, как дедовщина, и не было панибратства»
Как готовят пограничников? Почему «зеленым фуражкам» в советское время люди аплодировали стоя? Защитник границы рассказал «Советской Сибири» о том, как это было.
— В мае 1970 года я был призван на срочную военную службу в пограничные войска, — рассказывает ветеран МВД Анатолий Быстров. — Со сборного призывного пункта в Новосибирске все мы, зачисленные в команду призывников, специальным эшелоном были направлены на Дальний Восток, в Хасанский пограничный отряд, в то время воинскую часть 2045, которая дислоцировалась в поселке Посьет на берегу Посьетского залива.
Хасанский пограничный отряд имел славные боевые традиции и героическую историю. Стоит вспомнить хотя бы о боевых событиях у озера Хасан 1938 года. В отряде были именные заставы, названные в честь героев Хасана и пограничников, совершивших подвиги в 1945 году во время войны с Японией.
В этом уголке сходятся границы России, Китая и Кореи. За год до призыва Анатолия Быстрова, в марте 1969 года, произошел военный конфликт с китайцами на острове Даманский, и поэтому боевой подготовке пограничников уделяли очень большое внимание. Как рассказывает Быстров, один из офицеров Хасанского погранотряда, начальник учебного пункта капитан Слабухин, присутствовал на многих учебных стрельбах, проверял, как проводятся занятия. Если у какого-то бойца что-то не получалось, выяснял, почему так происходит, учил молодых бойцов, как нужно брать оружие на изготовку, как прицеливаться. Хотя это и не входило в его непосредственные обязанности.
— Каждый день был насыщен какими-либо занятиями, — вспоминает Анатолий Быстров. — Была усиленная физическая подготовка: мы бегали кроссы, совершали многокилометровые марш-броски с оружием, в полной боевой экипировке, обкатывали танки. Помню, у нас висел лозунг: «Не каждому дано право ходить по последним метрам родной земли». И мы старались оправдать это доверие.
Пограничники 1-й погранзаставы, принимавшие участие в боях на Даманском. Март 1969 года
В памяти Быстрова навсегда остался рассказ одного из офицеров-пограничников. Дело было так. Группа офицеров выехала в одну из областей за молодым пополнением. В командировке у них появилось время сходить в кино. Билеты оказались на первые ряды, а кинофильм, который они смотрели, был о пограничниках. И вот после окончания сеанса, когда в зале включили свет, другие зрители, находясь под впечатлением, увидели пограничников, дружно встали и долго им аплодировали. Таково было уважение к людям в зеленых фуражках.
— Для нас постоянно организовывали встречи с офицерами, участниками событий на острове Даманский. Они рассказывали нам о тех, кто тогда совершил подвиг, — Иване Стрельникове, Демократе Леонове, Владимире Орехове, Виталии Бубенине и Юрии Бабанском. Всем им тогда было присвоено звание Героя Советского Союза, — говорит Анатолий Быстров.
По его словам, в пограничных войсках совсем не было такого позорного явления, как дедовщина. Воспитателями и руководителями личного состава были сержанты. Пограничники уважали своих младших командиров, не было никакого панибратства, обращения по имени, только «товарищ сержант». Они отвечали за дисциплину и порядок в подразделении. Подготовка их была на очень высоком уровне: служили тогда два года, а сержантов готовили девять месяцев.
— Служба в погранвойсках для многих была хорошей жизненной школой, — подчеркивает Анатолий Быстров. — До сих пор я испытываю какое-то душевное волнение при встрече с пограничниками, отношусь к ним с большим уважением.