Своей внутренней политике американцы традиционно уделяют больше внимания, чем внешней. Американоцентризм жителей хорошо заметен по их отношению к последним событиям в США и остальном мире.
Внутри страны в центре внимания остаются новости, связанные с поиском следов российского влияния во время минувших выборов президента, а отнюдь не события вокруг Сирии, Ирака или КНДР. Вопреки мнению ряда аналитиков, рассуждающих в духе «поговорят и забудут», точка в деле о выборах в самой Америке до сих пор не поставлена.
Никто ничего не забыл, оппозиционные силы продолжают запугивать американцев «российской угрозой». Более того, с подачи партии демократов, расследованием всех дел, связанных с выборным процессом, официально занялись американские спецслужбы. Главной силой охоты на ведьм стало Федеральное Бюро Расследований, которое пристально следило за Картером Пейджем во время его поездок в Москву.
Суть проблемы, в том, что проигравшие последние президентские выборы американские демократы обвиняют Россию и её таинственных хакеров во взломе неких программ и серверов, задействованных в выборном процессе. Это касается, прежде всего, почтового сервера Демократической партии и предвыборного штаба Клинтон, а также кое-какого оборудования местных и федеральных избирательных комиссий.
Путём манипуляций с базами данных, хакерам якобы удалось подкрутить счётчик голосов, в результате чего к власти в США пришёл «пророссийский» Трамп, который, как гласит легенда демократов, является, чуть ли не марионеткой Путина.
Насколько пророссийским оказался на самом деле новый президент США всем уже понятно: отсутствие даже малейшего компромисса по Украине и санкциям, пуски «Томагавков» и тому подобная игра мускулами охладили пыл даже самых наивных российских фанатов красных кепок и «#трампнаша».
Почему скандал в Штатах до сих пор не утихает, неужели у противников Трампа в рукаве больше не осталось антипрезидентских козырей, раз приходится в очередной раз демонстрировать американцам затёртую краплёную колоду?
То, что к делу поиска «руки Москвы» в Штатах относятся серьёзно, говорят последние кадровые назначения и реорганизации в спецслужбах. В начале апреля было анонсировано создание спецотдела в ФБР, который будет заниматься координацией всех расследований, касающихся вмешательств России в выборы. Обращает на себя внимание размах поисков: расследование будет вестись разными отделениями, а федералы в Вашингтоне и их руководитель Джеймс Коми будут их только координировать.
Непосредственным куратором федерального расследования Сенатом назначен Род Розенштейн, который является первым заместителем генерального прокурора и министра юстиции. В планах высокопоставленного юриста назначение спецпрокурора, если это понадобится, для более тщательно расследования.
Что же ищут американцы, мобилизовав столь серьёзные силы, подключая к расследованию спецслужбы и делая многообещающие заявления? Как именно может выглядеть «российский след» и к каким последствиям может привести его обнаружение?
Не вдаваясь в детали, стоит отметить вполне очевидную техническую деталь поиска подобных следов. Если кто-то способен дистанционно взломать мощнейшую систему защиты американских серверов, задействованных в выборах, то наверняка он же способен и удалить все признаки своей работы. Проще говоря, стереть за собой те самые, искомые американцами, электронные следы.
Технически очень сложно, если вообще возможно, что-то найти и предъявить комиссии по расследованию. Но люди упорно ищут и, зная насколько высоки ставки (власть), можно предположить, что они могут что-то и «найти», попросту нарисовав искомые «отпечатки».
А если учесть, с какой уверенностью и правдивым выражением глаз американцы могут демонстрировать всему миру детские рисунки-графики и пробирки со стиральным порошком в качестве «доказательств» страшных преступлений так называемых стран-изгоев, вариант с очередным обретением «неоспоримых аргументов» сбрасывать со счетов не стоит.
Вторая и, пожалуй, основная проблема американских «следопытов», это поиск непосредственных исполнителей заказа, тех самых «русских хакеров».
Предъявив общественности их признания, настоящие или мнимые, можно инициировать в парламенте процедуру импичмента, а там и до перевыборов с «правильными» результатами недалеко.
Можно не сомневаться, что попав в руки американских следователей, практикующих так называемые расширенные методы допроса, или называя вещи своими именами – пытки, хакеры сознаются не только в подтасовках на выборах, но и в убийстве Кеннеди. Однако хакеров нужно сначала где-то найти.
Российские СМИ и некоторые официальные лица явно поспешили с выводами о том, что тема хакеров и их влияния на выборы в США исчерпана и закрыта. В России, действительно, уже мало кто воспринимает всерьёз подобные разговоры. Совсем иная ситуация в Штатах, там тема актуальна до такой степени, что рассматривается оппозицией в числе наиболее весомых причин для смещения Трампа.
Несомненно, заполучить любого, самого завалящего «русского хакера» в качестве свидетеля или обвиняемого для американцев задача в числе приоритетных. Не обязательно, чтобы он признался в «подкрутке» счётчика на выборах, для нового витка скандала достаточно самого факта попытки проникновения в американскую выборную систему со стороны России.
Бывший госсекретарь США Керри, например, заявил, что влияние на результат выборов оказала публикация ряда документов, украденных хакерами из почтовых серверов Демократической партии. Судя по всему, факт взлома почты действительно имел место, часть переписки была опубликована, но речь, в данном случае, идёт не столько о факте взлома, сколько о том, кто именно за ним стоит.
Наделавший в Америке немало шума доклад компании CrowdStrike, исследовавшей по поручению демпартии детали хакерской атаки, содержит мало конкретики и ни одного прямого доказательства, что хакерами были сотрудники российских спецслужб.
Зато в деле фигурируют такие замечательные аргументы как «особая для России форма смайликов в виде тройных скобочек», пользование почтовыми ящиками Яндекса и использование одним из злодеев ника Felix Edmundovich. Другие найденные «улики» (плохое знание «русским хакером работающего под румына» румынского языка) ничем не лучше.
Трудно заподозрить хакеров, в реальной жизни – математиков и программистов, в низком уровне интеллекта, однако последние аресты в Испании по запросу американцев двух российских граждан видимо должны убедить публику именно в этом.
За неимением настоящих хакеров, если они, конечно, были, взломавших американские базы данных, спецслужбы не придумали ничего лучше, как арестовать в Европе двух программистов, Петра Левашова и Станислава Лисова, работающих в IT-индустрии.
Почему-то американцы уверены, что разыскиваемые хакеры умны только в деле программирования, а в жизни наивны как дети, и после начала расследования, вместо того, чтобы затаиться, спокойно поехали отдыхать в страну, которая имеет с США договор об экстрадиции.
Как показывают все подобные случаи с арестом по запросам американцев и последующей экстрадицией в США российских граждан (дела Бута и Ярошенко), вызволить их из неволи будет вряд ли можно. Тем более в деле программистов, на которых вешают, ни много ни мало, влияние на результаты выборов американского президента.
Также маловероятно, что американцы, с таким трудом найдя двух козлов отпущения на этом успокоятся. Характерная деталь: пока что никаких фактов того, что Левашов и Лисов именно те, за кого их выдают США, американцы широкой общественности не предъявили. Видимо речь идёт не о поиске доказательств и сборе фактов, а всего лишь об отчёте о проделанной работе для комиссии.
Организаторы антитрамповской кампании, те, кто старательно раздувает угли начавшего было затухать скандала с «влиянием Кремля на американские выборы», прекрасно понимают, что найти ничего не получится.
Вряд ли они рассчитывают, что убрать законно избранного президента можно страшилками о «российской угрозе» и обвинениями в связях с Кремлём. Для них более важен сам процесс постоянного нагнетания русофобии, создание нетерпимости в американском обществе и выступления против любых попыток новой администрации к поиску точек соприкосновения с Москвой.
Это тот случай, когда результат не так важен, как процесс - дискредитация любых шагов навстречу Трампом и Путиным.
Надо признать, кампания по внедрению в головы американцев стереотипа об ужасных щупальцах Кремля, тянущихся к оплоту демократии и свободы, даёт свои плоды. Любые, даже самые осторожные заявления и движения администрации Трампа к нормализации отношений с Российской Федерацией жестко обрываются новыми скандалами и новой порцией «разоблачений».
В ход идёт всё, даже безобидный КВН, который видимо, призван запугать американцев созвучием с раскрученной страшилкой KGB.
Затормозить, а в идеальном варианте – полностью исключить дружеские отношения между Администрацией Трампа и Кремлём в интересах не только Демократической партии США и части республиканцев. Такое, пока лишь гипотетическое сближение ещё более опасно для Великобритании и ядра ЕС: Франции и Германии, замыкающих сейчас основные финансовые и торговые потоки из России на себя.
В деле отсечения России от любых форм сотрудничества со Штатами, они едины по целям с предыдущей администрацией, остатки которой сегодня саботируют реформы и контрреформы Трампа, причем не только касающиеся России.
В этих исключительно сложных условиях, когда все действия рассматриваются оппозицией под микроскопом, Трамп вынужден подыгрывать части американской элиты и создаваемому ею общественному мнению, через создание разного рода «комиссий по расследованию того, чего не было».
Пока что КПД подобных специальных комиссий близок к нулю, но они позволяют на какое-то время уводить в сторону тот негатив, который льется на новое руководство США. Вопрос, как долго атлантисты из Америки и Европы смогут успешно противодействовать любым формам сближения Российской Федерации и США, остаётся открытым.