Александра Александровича поздравил председатель Курганской областной думы, студенты и преподаватели КГУ
Сегодня юбилей отмечает человек, чьё имя прославило Зауралье, хотя главный конструктор КМЗ и создатель знаменитой боевой машины пехоты Александр Благонравов приехал в Курган лишь в 1974 году. Доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники России, Почётный гражданин Курганской области родился в 1933 году в Москве. Поздравить его с юбилеем пришли студенты, коллеги и промышленники.
— Наверное, у всех бывает, когда в 14–15 лет задумывается человек о смысле жизни. Примерно в этом возрасте я для себя решил так — жизнь хорошо прожита, если в жизни ты что-то сделал нужное и важное для людей. Не важно, что это будет: или военная техника, или гражданская, но надо «наследить», — шутит Александр Александрович. И свой след он оставил благодаря отцу — Александру Ивановичу Благонравову, советскому учёному и конструктору бронетехники.
— В восьмом классе отец два месяца сидел дома в ожидании назначения. В то время он занимался бесступенчатыми передачами, и меня в это дело втравил. Я за эти два месяца в это дело так загорелся, что он уехал в Белоруссию заместителем командующего армии, а я продолжил заниматься бесступенчатыми передачами. 70 лет уже ими занимаюсь! — делится юбиляр.
После он учился в Военной академии бронетанковых войск, защитил кандидатскую диссертацию по теории поворота гусеничных машин, занимался теорией в области трансмиссии, механизмов поворота, бесступенчатых передач.
Евгений Грачёв(по центу) называет Александра Благонравова одним из сильнейших преподавателей: «От него можно было узнать то, что не могли рассказать другие»
Когда его перевели в Курган и назначили главным конструктором КМЗ, он принялся за доработку БМП-2, (первая модель была собрана в Челябинске). Но с постановкой на серийное производство и принятием на вооружение были проблемы — ходу машине не давали. Решился вопрос после командировки в Афганистан и общения с солдатами.
— В начале 1981 года у нас была собрана группа главных конструкторов в Москве. Нас направили в Афганистан, чтобы определить, что нужно сделать, чтобы у нас было меньше потерь и чтобы военные лучше справлялись со своей работой. Я ездил по частям и смотрел, что и как. В Кабуле был, Джелалабаде... Тогда стоял вопрос о том, что лучше: оружие «Гром» или БМП-2. Она еще не была принята на вооружение, но в Афганистан были завезены такие машины. И вот воины-афганцы сказали, что нужно изменить в ней. После этого она была принята на вооружение, а до этого никак не получалось, — вспоминает Александр Благонравов.
С 1976 года под его руководством велась разработка перспективной боевой машины пехоты. Результатом этих работ стала конструкция БМП-3, которая была принята на вооружение в 1987 году. Кроме работы на КМЗ, Александр Александрович был заведующим кафедрой гусеничных машин КГУ, а позже — профессором кафедры, и привлекал преподавателей и студентов к решению научных задач.
— К большому сожалению, я убедился что из 10 человек студентов максимум один соображает, как следует. Отсюда — где взять исполнителей? Сейчас у молодежи и интересы другие, и способности разные. Не все рождаются Ньютонами, — размышляет Благонравов.
Юбиляру дарили цветы и желали здоровья
На вопрос корреспондентов о будущем самого предприятия КМЗ, которому он отдал столько лет, профессор ответил, что это вопрос изменения законодательства на самом высоком уровне.
— Раньше это было государственное предприятие. Директор завода — Михаил Александрович Захаров (с 1970-1981 годы. — Прим. ред.) был очень решительным человеком. Современное достояние завода — это ККУ: компания в корпоративном управлении, это ОООшка такая, концерн «Тракторные заводы». Наш завод выпускает продукцию, которая нужна военным, реализует её во многие страны. А другие заводы концерна испытывают трудности и, под гарантией КМЗ, ККУ берёт кредит, а расплачивается КМЗ. Поэтому он оказался в долгах, как в шелках. Я считаю, что выбраться можно только одним средством — под государственным управлением. Забрать КМЗ из частных в государственные руки. Это решение должен принять человек, от которого всё зависит, Путин, например. Меня просили подготовить такое письмо, но не знаю, как оно получится, — поделился профессор.
БМП остается легендой, но, по словам Благонравова, следующую после БМП-3 машину планировали выпустить спустя 15 лет, но прошло уже 30.
— Для того чтобы создать новую машину должны быть две стороны — грамотный заказчик и грамотный главный конструктор. Вот если и та, и другая сторона грамотные — будет новая машина. Но сейчас я не берусь судить, — ответил ученый.