Выступления российских школьников в Бундестаге были приурочены ко Дню скорби.
Группа депутатов Госдумы РФ, среди которых зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов, обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить гимназию Нового Уренгоя, где учится выступивший накануне в немецком Бундестаге российский школьник Николай Десятниченко.
— Мы хотя бы поймём, кто инициатор речи — учителя, родители, ещё кто. С трудом верю, что мальчик сделал это сам — это просто школьник. Сейчас нужно понять следующее: это ошибка государства? Или ошибка школы? Или это системный сбой? — цитирует слова Бориса Чернышева РБК.
Депутат Госдумы пояснил, что посмотрел выступление школьника в YouTube.
— Мы не нападаем на мальчика — просто враги государства могут это использовать. Если он не виноват, то готовы его защищать, — отметил Чернышов.
Старшеклассник из Нового Уренгоя Николай Десятниченко выступил на встрече российских и немецких детей в День скорби (дата, посвященная памяти жертв войн и государственного насилия). Он рассказал о немецком солдате, который попал в окружение «в так называемом сталинградском котле», был взят в плен и умер там «от тяжелых условий». В конце выступления российский школьник выразил надежду, что «на всей Земле восторжествует здравый смысл, и мир больше никогда не увидит войн».
Вместе с Десятниченко в Бундестаге выступили другие участники совместного проекта гимназии Нового Уренгоя и немецкой гимназии имени Фридриха из Касселя. Как говорится на сайте Бундестага, дети совместно изучали биографии жертв ВОВ. Школьница Валерия Агаева рассказала о Юлиусе Дитрихе, пропавшем без вести в 1943 году. Ирина Кокорина вспомнила о 23-летнем Юлиусе Фогте, погибшем в лагере под Москвой от последствий отравления. Немецкие школьники рассказали об офицере Красной Армии Иване Гусеве, который заболел в немецком плену туберкулёзом и вернулся на свободу в 1945 году. Также они выступили с историей 17-летней Надежды Трувановой, скончавшейся в Германии от тяжёлой болезни.
Однако ряд СМИ и блогеров обратили внимание именно на двухминутное выступление Николая Десятниченко, цитируя реплики о «невинно погибших» немецких солдатах, захороненных в Челябинской области. В Сети высказывалось мнение, что это — «реабилитация фашизма», преступление, за которое в России предусмотрено уголовное наказание. Мать школьника уже заявила об угрозах, которые поступают её сыну.
— Фактически поступают угрозы, его оскорбляют и обзывают, и угрожают, что мы, мол, его встретим. Я полагаю, что это не тот случай, когда к ребенку нужно применять репрессивные меры. В данном случае он не имел в виду ничего плохого, — цитирует ТАСС слова Оксаны Десятниченко.
Она отметила, что цель поездки её сына в Германию — «миссия мира, а не разжигание конфликта».
— К сожалению, из контекста были вырваны некоторые важные фразы, произошло недоразумение, и моего ребенка неправильно поняли. Целью его доклада было вспомнить уроки войны и не допустить того ужаса, — рассказала Оксана Десятниченко.
По её словам, из-за регламента речь школьника была урезана до двух минут.
— В общем контексте речи были извлечены некоторые факты, фразы, и я понимаю, что это привело к неправильному понимаю всего доклада, поскольку нельзя говорить, что мой сын за что-то извинялся. Он имел в виду, что... в Германии воевали и такие люди, и такие солдаты, которые, возможно, не хотели войны и попали не по своей воле туда, — добавила мать школьника.
Глава Нового Уренгоя Иван Костогриз призвал «руководствоваться здравым смыслом, оценивая выступление школьника в Германии».
— Николай Десятниченко поделился своими открытиями о том, что не все немцы хотели воевать, многие хотели просто жить мирно. Это ни в коем случае нельзя расценивать как отношение мальчика к фашизму. Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей Земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых, — приводятся слова Костогриза в сообщении на официальном сайте Нового Уренгоя.
По мнению Костогриза, «интерпретацию взрослых людей искренних слов ребенка можно расценивать как провокацию не только против школьника, но всего российского народа и нашего отношения к событиям истории Великой Отечественной войны».