С 1 июля этого года вступают в силу поправки в федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Они существенно усложнит жизнь учредителям и директорам компаний (даже бывшим), у которых были долги.
Если точнее, изменения касаются привлечения так называемых контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или взысканию с них убытков (долгов).
Этой новацией вводится, по сути, личная имущественная ответственность владельцев и руководителей предприятий и иных лиц, влияющих на компанию.
Если компании доначислили налоги, и она их не заплатила, взыскивать необходимую сумму будут с руководителей либо иных заинтересованных лиц.
Изменения в законодательство о банкротстве предложила налоговая служба. Теперь у налоговиков появилась возможность «доставать» учредителей и директоров компаний за налоговые долги даже после ликвидации – в течение 3 лет с момента завершения банкротных процедур.
- По факту ликвидация с долгами теперь почти невозможна – кто-то должен оплатить счет, следует из логики нововведений.
- Вина этих лиц предполагается в случае, если отсутствуют или искажены учетные документы или если половина долговой массы состоит из доначислений ИФНС за выявленные нарушения (с определенными оговорками). И избежать в этих случаях выставления претензий учредитель и/или директор смогут, только доказав, что действовали добросовестно и разумно в интересах должника. Ну а налоговики и кредиторы будут методично, а теперь еще и долго искать доказательства их неразумности: а кто это такой красивый согласовал сделку с ООО «Безнадежный должник 80 уровня»? А кто такой умный привлек в подрядчики родственную фирму? Кстати, случаи перевыставления бывшим директорам долгов на десятки млн уже были, - комментируют поправки специалисты портала «Мое дело».
В конце 2016 года Федеральным законом № 401-ФЗ, в статью 45 Налогового Кодекса РФ было внесено маленькое изменение. Слово «организация» заменили на слово «лицо», что означает разрешение на взыскивание налогов, как с юрлиц, так и с физических лиц.
Юристы сервиса «Мое дело» дают рекомендации по этому поводу.
1. |
Должностные лица организации должны не просто действовать добросовестно и разумно при выборе и поддержании отношений с ключевыми контрагентами, но и иметь доказательства такой добросовестности – «подпись, протокол, отпечатки пальцев». |
2. |
Такие доказательства желательно сохранять (лично у себя!) и после расставания с организацией, поскольку увольнение или выход из состава учредителей никак не влияют на факт контроля компании в момент совершения/исполнения спорных сделок. |
3. |
Даже если до банкротства дело не дойдет, проверка и мониторинг контрагентов – это «страховка» менеджеров от претензий владельца компании, который тоже может потребовать возместить ущерб от неосмотрительных / недобросовестных действий. |